Здравствуйте дорогие рукодельницы и просто гости. Мне очень приятно, что вы посетили мой блог. Этот уже второй мой пост в рамках проекта Клуб друзей Лены Гришиной. Мой первый пост Как не жить от "зарплаты до зарплаты".
Сегодня я хочу обсудить с вами тему, наверно актуальную для каждого родителя. Рано или поздно в любой семье поднимается тема " дети и деньги". Предлагаю вам вместе разобраться в этой не простой темой.
--- Как вариант можно завести ребенку счет в банке, куда он будет откладывать деньги.
--- Можно предложить за отложенные в копилку деньги выплачивать небольшой процент. ( Именно этот вариант мы сейчас пробуем практиковать со своими мальчишками ).
Сегодня я хочу обсудить с вами тему, наверно актуальную для каждого родителя. Рано или поздно в любой семье поднимается тема " дети и деньги". Предлагаю вам вместе разобраться в этой не простой темой.
Финансовая грамотность детей.
То, в каких отношениях с деньгами в будущем будет ребенок, зависит только от личного примера родителей. В большинстве случаев дети обращаются с деньгами так, как увидели и услышали в своей семье. Как же научить ребенка обращаться с деньгами, с чего начать?
Самое первое, что должен знать ребенок о деньгах - это то, что деньги зарабатываются и что все расходы зависят в первую очередь от доходов. Начинать обучать ребенка правильно распоряжаться с деньгами необходимо как можно раньше, еще до того как ему будут выданы первые карманные деньги.
Например: При совместном походе в магазин нужно заранее вместе с ребенком спланировать покупки. Объяснить сколько денег у вас имеется и сколько и на что вы можете их потратить. Во первых совместное планирование научит ребенка самому планировать расходы, во вторых избавит от слезного выпрашивания очередной внеплановой и сотой по счету игрушки ( или безделушки). Ребенок должен четко знать, почему вы не покупаете какую то вещь по первой его просьбе.
Очень важно, что бы ребенок знал как правильно планировать бюджет. Для этого можно сесть с ребенком за "круглый стол" и подробно рассказать ему о ваших семейных доходах и расходах. Обратить его внимание, что есть обязательные платежи ( коммунальные услуги и др.), которые оплачиваются в первую очередь и сколько, на что и как вы можете потратить оставшиеся деньги.
Не менее важно научить ребенка не только правильно тратить, но и копить деньги. Для этого можно использовать следующие способы:
--- Рассказать ребенку об импульсивных покупках ( ведь дети чаще всего именно так совершают покупки ), о том, что лучше всего их избегать. Ведь чаще всего импульсивная покупка - деньги на ветер. Прежде чем что то купить, пусть ребенок подумает, действительно ли эта вещь ему так сильно нужна.
--- Посоветовать, что бы ребенок, получая карманные деньги делил их на 2 части. Половину он может тратить, а вторую половину откладывать в копилку.--- Как вариант можно завести ребенку счет в банке, куда он будет откладывать деньги.
--- Можно предложить за отложенные в копилку деньги выплачивать небольшой процент. ( Именно этот вариант мы сейчас пробуем практиковать со своими мальчишками ).
Выдавать ребенку деньги на карманные расходы или нет?
Когда я готовила эту статью, то спрашивала у друзей и знакомых, дают ли они деньги своим детям. Большинство из них ответили отрицательно. Причины разные : кто то считает, что не стоит давать денег, потому что ребенок не сможет ими правильно распорядиться, кто то не выдает, потому что сам покупает ребенку то, что ему нужно. Конечно давать деньги или нет это личное дело каждого. Но с другой стороны это не выход - просто не давать. Все равно когда то наступит момент, когда у ребенка ( возможно уже взрослого ) появятся свои деньги и тогда слишком велика вероятность того, что он не сможет и не будет уметь правильно ими распоряжаться. Необходимо долго и терпеливо обучать ребенка финансовой грамотности с малого возраста и в этом немаловажную роль играют личные деньги. Теория теорией, а без практики ни куда. Самый оптимальный возраст для карманных денег - младшие школьники. У них уже появляются какие то свои потребности вне дома и возраст более менее осознанный ( чем например дошколята ).
Если выдавать, то сколько?
Размер выдаваемой суммы зависит от финансового состояния конкретной семьи. Тут не может быть единого мнения. Единственный совет в этом вопросе - найти золотую середину в выдаваемой сумме. Не совсем правильно выдавать очень маленькую ( например такую, что на эти деньги можно купить только маленькую шоколадку ) или наоборот слишком большую сумму.
Как часто выдавать деньги?
Карманные деньги лучше всего выдавать регулярно, как зарплату ( например раз в неделю ). Выдача денег регулярно ( а не от случая к случаю ) способствует тому, что ребенок может планировать свои покупки, копить на что то, будет учиться со измерять желаемое с возможностями. У него будет возможность самому накопить и купить на свои деньги какую то крупную вещь ( например телефон, велосипед или др.)
Первое время можно попросить ребенка, что бы он составил отчет куда и на что потратил деньги. А потом вместе с ним проанализировать его траты.
Работа для детей. Плата за труд.
Платить ли за хорошие оценки?
В этом вопросе мнение психологов однозначно - нет. Объясняется это тем, что у ребенка создается впечатление, что хорошие оценки нужны больше родителям ( раз они за них платят ). При этом пропадает мотивация к знаниям. Что бы заработать больше денег, дети начинают хитрить и скрывать плохие оценки.
Платить ли за уборку дома?
Считается, что плата за уборку дома - не самый удачный вариант. Убирать свой дом - это обязанность ( так же как и учеба ). К тому же у ребенка в будущем после таких оплат могут сложится с семьей только " товарно - денежные" отношения. А большинство семей все таки воспитываются и живут в отношениях родственной и бескорыстной взаимопомощи и взаимовыручки.
Вариант оплаты труда родителями: если есть семейный бизнес и ребенок чем то помогает в работе.
Платить ли за хорошее поведение?
Тут ситуация такая же как и с оплатой хороших оценок. Ни к чему хорошему это не приведет. Ребенок лишь научится подхалимству и притворству, лишь бы получить денег.
Работа для детей.
В наше время есть масса возможностей детям младшего и среднего школьного возраста ( про старшеклассников не указываю, для них есть много способов зарабатывать) зарабатывать деньги. Конечно навряд ли это будет высокая оплата, но все же что то.
Какие варианты подработки могут быть :
--- Раздача листовок
--- Выгул собак
--- Помощь соседям, знакомым сходить в магазин за продуктами
--- Если живете за городом как вариант подстригать газоны
--- Можно поливать цветы, кормить животных, пока хозяева в отъезде и т.д.
Существует мнение, что дети не должны зарабатывать деньги, что они должны помогать бескорыстно иначе они в будущем все будут мерять деньгами. У меня на этот счет свое мнение. Конечно, если ребенок помог бабушке перейти дорогу и взял за это с нее денег - это плохо и так конечно быть не должно. Но почему он должен например выполнять работу о которой я выше написала бескорыстно? Во первых это уже труд, а он как известно должен оплачиваться. Во вторых так ребенку могут и на шею сесть с его бесплатной помощью. Ну а в третьих ребенок из такого опыта усвоит только одно - брать деньги за работу это плохо и стыдно. В итоге такая позиция обернется тем, что будучи взрослым, он не сможет зарабатывать достойно.
Вариант оплаты труда родителями: если есть семейный бизнес и ребенок чем то помогает в работе.
Платить ли за хорошее поведение?
Тут ситуация такая же как и с оплатой хороших оценок. Ни к чему хорошему это не приведет. Ребенок лишь научится подхалимству и притворству, лишь бы получить денег.
Работа для детей.
В наше время есть масса возможностей детям младшего и среднего школьного возраста ( про старшеклассников не указываю, для них есть много способов зарабатывать) зарабатывать деньги. Конечно навряд ли это будет высокая оплата, но все же что то.
Какие варианты подработки могут быть :
--- Раздача листовок
--- Выгул собак
--- Помощь соседям, знакомым сходить в магазин за продуктами
--- Если живете за городом как вариант подстригать газоны
--- Можно поливать цветы, кормить животных, пока хозяева в отъезде и т.д.
Существует мнение, что дети не должны зарабатывать деньги, что они должны помогать бескорыстно иначе они в будущем все будут мерять деньгами. У меня на этот счет свое мнение. Конечно, если ребенок помог бабушке перейти дорогу и взял за это с нее денег - это плохо и так конечно быть не должно. Но почему он должен например выполнять работу о которой я выше написала бескорыстно? Во первых это уже труд, а он как известно должен оплачиваться. Во вторых так ребенку могут и на шею сесть с его бесплатной помощью. Ну а в третьих ребенок из такого опыта усвоит только одно - брать деньги за работу это плохо и стыдно. В итоге такая позиция обернется тем, что будучи взрослым, он не сможет зарабатывать достойно.
Поэтому ребенок должен четко понимать грань, где деньги брать это плохо, а где - наоборот хорошо и надо.
Подводя не большой итог, хочется еще раз отметить, что то, как родители научат своего ребенка обращаться с деньгами, с большей вероятностью повлияет на его благосостояние в будущем.
Дорогие рукодельницы, приглашаю вас к обсуждению этой важной для каждого родителя темы! Давайте делиться мыслями и опытом по этим вопросам!
***** Фотографии к этому посту взяты из интернета.
Подводя не большой итог, хочется еще раз отметить, что то, как родители научат своего ребенка обращаться с деньгами, с большей вероятностью повлияет на его благосостояние в будущем.
Дорогие рукодельницы, приглашаю вас к обсуждению этой важной для каждого родителя темы! Давайте делиться мыслями и опытом по этим вопросам!
***** Фотографии к этому посту взяты из интернета.
Алина, спасибо за комментарий!Полностью согласна, что в любом вопросе, касающемся воспитания детей, необходимо придерживаться единой позиции.
ОтветитьУдалитьДа, мы тоже все это проходили со старшей - и за оценки платить, и за уборку. Вернее, она рассказывала, что ее одноклассникам так платят. Но нам это все не подошло. Теперь у нас на кухне стоит общая копилка, куда мы скидываем мелочь, и каждый может брать оттуда, дочь (она в 6м классе) в том числе. Причем в этой копилке может и 200, и 300 рублей скопиться, как-то все на доверии получается, она ни разу оттуда не брала больше, чем на мороженое например. А еще ей дарят достаточно большие суммы на праздники бабушки-дедушки, мы никогда не забирали их себе. Эти деньги хранятся где-то у нее в кошельке, и она их с удовольствием нам предлагает, когда мы финансовые затруднения испытываем ))и тоже не тратит - нам же на подарки откладывает.
ОтветитьУдалитья вот не очень поняла про процент за отложенные в копилку деньги? Это если ребенок не тратит, а откладывает, родители ему проценты начисляют, да?
Юка, спасибо за комментарий!
УдалитьПро процент - ты все правильно поняла, если ребенок не растратил деньги, то родители начисляют процент). Это как бы альтернатива банковскому вкладу )
Идея отличная, мне в голову не приходило. Но для нас не актуальная - мы тогда на процентах разоримся, дочь умеет копить!
Удалить))))). А вы выплачивайте проценты как в банке, при вкладе "до востребования" 0,01.)
УдалитьДа я думаю вам и не нужны эти проценты, раз доча и так умеет копить. Этот метод скорее как стимулирование накоплений)
УдалитьВ любом случае идея очень интересная, обязательно возьму на заметку!
УдалитьЮля, спасибо за статью, очень интересно.
ОтветитьУдалитьУ меня три дочери, младшей Златуське 2 годика и её это вроде не касается. Но она постоянно просит:"Дай дени" Потому что знает, что за деньги можно купить мороженое. И ещё если я говорю, зачем сломала или испортила какую-то вещь. Она говорит:"Ща паду новую купу" Так что уже в таком возрасте какое-то понятие о деньгах имеет.
А вот на счёт того, что дети будут обращаться с деньгами, так как увидели в своей семье, я не совсем согласна. Очень многое зависит ещё от характера ребёнка. У меня старшей Лене 13, средней Саше скоро 11 будет. Когда есть возможность, даём и на карманные расходы и в копилку положить. Ну так вот Лена, тратит эти деньги очень экономно, может растянуть выданную сумму на неделю. А может накопить на нужную вещь, даже если это займёт длительное время. А Саша тратит всё сразу в первый день, а потом ходит просит у старшей или у нас. И даже когда копит себе на телефон, который очень хочет, всё равно есть постоянные попытки купить на эти деньги любую ерунду, которая ей вообще не нужна.
На счёт платы за уборку, тоже проходили, не понравилось. А последнее время у меня часто возникала мысль, не стоит ли мне им платить, когда они гуляют со своей младшей сестрой. Вроде им и стимул будет погулять с ней побольше. Они ведь в роли нянек, а няням платят. Но так и не решила этот вопрос.
А мне кажется, да, поощрять прогулки как-то надо, но платить... я бы побоялась как-нибудь "заплати, тогда погуляю" Хочется все-таки, чтобы это все по любви было )) Но это все индивидуально, конечно.
УдалитьДиана, спасибо за комментарий!У нас тоже бывают ситуации, когда один тратит сразу и потом просит у второго, который свои денежки приберег). Мы конечно тогда проводим разъяснительную беседу ))). И еще я считаю что на этих примерах удобно объяснять детям, что надо жить по средствам и не влазить в долги)))
УдалитьВ Европе и США распространено такое, что если старшие гуляют или сидят с младшими, то им платят родители как няне, в конце концов, это же не их дети
УдалитьИ Европа И США гораздо прагматичнее России. Но я ни в коем случае не спорю, если детям платят за уборку, то почему бы и не платить за прогулки с младшими? Вот, сама пишу и думаю, да потому что гулять - это не убираться! Я только по себе сужу, если бы мне в свое время платили за выгул сестры, я бы ее по другому воспринимала. Но это уже тема для другого разговора ))
УдалитьПоэтому пока и не могу решить. Опыт с оплатой за уборку мне не очень понравился. Получалось, что девчонки устраивали бардак в своей комнате и я ещё потом платила, за то чтобы они навели порядок.
УдалитьА с прогулками, ситуация такая, что бабушек у нас рядом нет, поэтому пока они сидят с сестрёнкой или гуляют с ней, я делаю домашние дела или занимаюсь покупками, хожу на собрания, собираю справки и т.д. Это конечно мой ребёнок и вроде старшие не обязаны с ней сидеть. Но я в детстве тоже смотрела за младшим братом и никто мне за это не платил и у меня даже таких мыслей не возникало. Хотя сейчас конечно совсем другое время...
У нас тоже был опыт оплаты за уборку и это был первый и последний раз. После того как мальчишки прибрались, я услышала как один другому говорит " Я придумал.Мы будем все везде раскидывать, а потом будем прибираться и получать много денег". И смех и грех)))
УдалитьМой приходит летом (10 лет) "можно я у бабушки под окном траву вырву, а она мне за это заплатит?" Мой встречный вопрос был "Сколько?")))) Не из корыстных побуждений, наоборот - боялась, что бабулька переплатит из жалости. 150 рублей меня устроили... потом был ещё раз, а потом просто сказка: за 300р. пацаны купили мяч и все оставшееся лето счастливо играли в футбол! А мне тоже хорошо - я больше времени уделяла другим своим делам:)
ОтветитьУдалитьОля, спасибо за комментарий!Да, дети очень радуются заработанным деньгам. Ведь это уже совсем другие ощущения, чем когда просто родители дают.
УдалитьСогласна по всем пунктам:) У нас основная проблема- имульсивность, у старшего сына -второклассника из-зи сиюминутных "хочу" сразу уходят на задний план телефон-велосипед-и т.п., и логические доводы практически не действуют.
ОтветитьУдалитьМария, спасибо за комментарий!Мне кажется, что импульсивные покупки присущи всем детям). Мои мальчишки тоже копят то на телефон, то еще на что то, но как только оказываются в магазине, где продают игрушки, тоже задвигают на задний план крупные покупки). Пытаемся вразумить. С переменным успехом).
УдалитьА вот моя шестилетняя дочка пока к денежной теме равнодушна- ей интересен сам процесс получения денег (основной "спонсор" у нас дедуля), а потом легко отдает их мне, или брату, или всей семье покупает что-нибудь (мороженное например)))
УдалитьПовезло). А у меня старший спокойно к деньгам относится, а младший с 6 лет уже активно "занимается" денежными вопросами)
УдалитьСыну 8 лет, и у нас сейчас идёт приучение к деньгам. Очень близки многие моменты из твоей статьи, Юля: и импульсивные покупки, и "почему нет денег на эту покупку", и поиск "работы". Абсолютно согласна, что нужны карманные деньги: они приведут ребёнка к пониманию "круговорота" денег. Интересна мысль о выдаче "домашних" процентах, надо осмыслить.
ОтветитьУдалитьТаня, спасибо за комментарий!А как вы приучаете к деньгам?
УдалитьДа ничего, Юля, нового не скажу. Вначале учили считать деньги и сдачу: отправляли в магазин, он приносил чек, сверяли, считали. Теперь даём небольшие карманные деньги: хочешь копи, хочешь трать. Сейчас копит. Раньше всё тратил. Перед желанной покупкой надо периодически напоминать, что мы пришли за этим, а не за тем, из-за чего только что загорелись глаза. Была у нас спонтанная неудачная покупка,вот о ней и напоминаем. А ещё мы лет с четырёх читали книгу Шона Кови "7 навыков активных детей", там есть очень поучительный рассказ на эту тему "Губ и набор для коллекционирования насекомых": учит зарабатывать, планировать свои расходы, тратить и копить. Вот этот рассказ тоже очень помогает.Этим летом у сына остро стоял вопрос "как заработать". Но ему 8 лет, и мы ничего подходящего у нас в городе не нашли. Была у меня мысль о сдаче вторсырья, но муж был категорически против: мол, там одни алкоголики и бомжи трутся, да и не советские это времена, когда сдал пачку бумаги или бутылку - морожко в кармане. В общем, решили, что будем давать немного сдачи от самостоятельного похода в магазин, но с условием, что в период "малоденежья" всю сдачу родителям. Прошло хорошо. За домашние дела никогда не платили. Вот, вроде, и всё.
УдалитьТаня, спасибо за ответ!
УдалитьЮлия, спасибо за статью, есть над чем задуматься!
ОтветитьУдалитьС чем согласна на 1000% - должна быть практика. Когда я росла, меня старались оградить от денежных дел, но мне это сослужило плохую службу. Ваша идея с начисляемыми процентами - мне кажется очень полезной в финансовом образовании. Так же можно объяснить ребенку что такое кредит, например, или какая-то еще банковская операция.
Могу поделиться своим опытом. Сейчас моему младшему брату 5 с половиной лет, мы вместе играем в "Монополию" (или миллионера, кто как называет). Он уже умеет читать, писать, считать. Поначалу ему показалось сложным. Но теперь он понимает, что такое продажа-покупка, как распоряжаться имуществом, что такое налоги итд. Советую попробовать - за игрой ребенку проще понять.
Александра, спасибо за комментарий! С игрой в монополию хорошая идея!
УдалитьЗабыла указать в статье- есть очень хорошая книга для детей Бодо Шефер " Пес по имени Мани" ( или "Мани или азбука денег", почему то встретила разные названия). Очень доступно написано именно для детей, читается на одном дыхании!
Мне тоже не давали карманные деньги и вообще тема денег как то не поднималась и не обсуждалась. И это тоже сослужило плохую службу.Но я думаю раньше это практически у всех так было(. Теперь вот занимаюсь самообразованием в финансовых вопросах.
Нам с братом мама всегда платила за оценки! И моему пл емяннику тоже! И мыслей о том что оценки нужны маме у нас не было! Кстати, мама моя психотерапевт.
ОтветитьУдалитьЯ очень благодарна маме за ее решение, так как с детства у меня складывалось правильное понимание ценности деньгам и просто так, на ветер, денег я не утратила и не трачу до сих пор, ну если не считать рук отдельные штучки )))
Кстати, ВСЕ мои знакомые, чьи родители платили за оценки сейчас состоятельные финансисты, экономисты, менеджеры, руководители.
Юля, спасибо за комментарий! Очень интересный опыт!У тебя еще наверно хорошая мотивация к учебе была, раз это имело такой положительный опыт. Но бывает и так, что ребенку не интересно учиться, а хорошие оценки старается получить любыми путями ( списыванием например и др.), плохие оценки скрывает...
УдалитьЗабыла добавить про корм данные деньги - мама давала нам их на обеды в школе и еще к праздникам и на ДР - мы тратили их не всегда на обеды, но за то никогда не ка ню чили и не просили маму купить еще что- то у нее всегда было железное алиби ) за работайте наоценках или ждите праздников/ДР - с раб пт бывало на ура! Бежали учить уроки!
ОтветитьУдалитьПишу с телефона
Спасибо за опыт!
УдалитьКуда же податься: к умным или красивым?!...
ОтветитьУдалить_____________________________________________________
Пионерское павликоморозовское прошлое берет верх *ради красного словца как-то Павлик сдал отца! зачеркнуто* и пойду честно: ну не хотела бы я чтобы мои внуки имели карманные деньги... Без них выросла я, и мои дети тоже выросли...
Вопрос, конечно же, ты, Юля, подняла глубинный, но мне кажется, что деньги не могут быть карманными, у них один статус должен быть - заработанные большим трудом деньги, тогда к ним и уважение будет...
А вот чтобы детей, чья вся жизнь - игра, приучить к разумным тратам,надо играть - согласна целиком и полностью. Возможно, такие экономические игры, как "Монополия" этому способствуют весьма!
Оля, спасибо за комментарий! Очень интересное мнение!Сижу вот, осмысливаю...
УдалитьОля,очень интересно стало еще такое твое мнение - а как ты относишься к зарабатыванию денег в семье? Уборка квартиры, помощь на даче и др.?
УдалитьЯ не совсем, Юля поняла, помощь на даче, уборка квартиры - это своих собственных квартиры и дачи? Или у кого-то по найму или для родителей левая шабашка?...
Удалить_______________________________________________________
Если своих собственных, где проживает семья и с дачного участка она же и кормится, то разумеется, все, не исключая детей, работают на этой семейной территории бесплатно.
Ведь, согласитесь, папе-маме никто карманных денег не дает, чтобы они на даче картошку сажали для всей семьи, почему же те же самые действия должны поощряться ФИНАНСОВО в отношении деток? Мне кажется, что элемент развращения имеет место быть в этой ситуации...
У каждого члена семьи есть свои обязанности по отношению друг ко другу - у родителей обязанности по отношению к детям, у детей по отношению к родителям.
Папа с мамой зарабатывают деньги, чтобы содержать семью, а чтобы в доме был порядок (утрирую - мытье посуды, сходить за хлебом, убрать игрушки, сложить свои вещи) надо работать маленьким домочадцам.
Просто потому что так НАДО!
____________________________________________
Возможно, моя точка зрения имеет спорные позиции, ну на то она и дискуссия, чтобы приоткрыть разные точки зрения.
P.S. Статья, Юля, актуальная и написана аргументированно, спасибо тебе за это!
Оля, спасибо за ответ!Да, я имела ввиду помощь в своей семье (уборка своей квартиры, дачи). Я тоже не сторонник оплаты за ту работу, которая является обязанностью для ребенка.
УдалитьА на счет спорной позиции - это хорошо, когда мнения разные, можно взглянуть на проблему с разных сторон, есть над чем подумать, возможно что то и переосмыслить.
У нас все началось с первого класса. Бабушек много, все давали понемногу. Так у Лизы столько денег всегда было, что мелочью собиралось от 500 до 1000 руб. Тогда она еще не понимала и не ценила деньги. Некоторые прошаренные дети могли у дочи выпрашивать и она спокойно давала. Бывало, что даже раскидывала деньги по квартире. Меня на тот момент с ней не было. Все преграды и правильному распоряжению учила свекровь. От покупки всякой ерунды тоже она помогла отучить, хотя не всегда уговоры, разъяснения помогают и сейчас.
ОтветитьУдалитьВо втором классе думала давать деньги за каждую хорошую оценку (под хорошей понималась пятерка), но идея быстро отпала. Потом как то дочь что то просила, ей сказали, если закончит четверть без единой четверки премируем. И уже сама решит, что на них купить. Четверть не удалось закончить круглой отличницей, сумму в два раза сократили, но премировали.
Время от времени даем Лизе деньги на карманные расходы, где мороженое купить или чупа-чупс. Стала с удовольствием бегать в соседний дом в магазин за хлебом и молоком. Иногда сдачу разрешаем оставлять себе или сами даем. Имея на руках деньги нам стало проще дочери отказывать в каких то мелочах и ненужностях. Говорим покупай на свои. Тогда Лиза стала задумываться сколько стоит вещь и нужна ли она ей. Порой жалко столько денег тратить в ни куда. Но время от времени это не работает, когда глаза горят ярким ХОЧУ)).
Оля, спасибо за комментарий!У нас тоже все "учения" проходят с переменным успехом.Тоже бывает глаза горят и все тут)
УдалитьСпасибо, очень животрепещущая тема для каждого родителя. Понравилось разграничение про оплачиваемую работу и Обязаности ребенка! Очень согласна.
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо за комментарий!
Удалить